Новости

Форм-фактор смартфонов с гибкими экранами. Начало. 2019 год

Но мне стало интересно обсудить те возможности и плюсы/минусы конструкций, что дает гибкий экран, с какими проблемами столкнутся компании. Начнем с очевидных моментов, на данный момент в мире существует всего два производителя, у кого готовы гибкие дисплеи (их называют Flex Display),это Samsung, являющаяся пионером в этой области, и китайская компания BOE.


Интересно, что BOE – это достаточно крупный производитель дисплеев, включая AMOLED-матрицы, компания агрессивный игрок на этом рынке и имеет большие амбиции. В предыдущие годы Samsung использовал BOE для производства ряда экранов. В BOE пытались привлечь Samsung в качестве акционера для того, чтобы получить доступ к технологиям и гарантировать сбыт, но сотрудничества в этом аспекте не вышло. Шпионская история вокруг технологий гибких экранов закрутилась чуть позднее, в 2017 году Samsung заказала производство линий для таких экранов, выработала технологию. В общей сложности разработки заняли около десяти лет. Подрядчиком выступила южнокорейская компания Toptec. После производства первой линии для гибких AMOLED-экранов прошло несколько месяцев, как BOE и ряд других компаний заявили о том, что они готовы к производству аналогичных матриц. До этого момента у них не было технологии, а потом она в одночасье появилась из ниоткуда. Целый ряд сотрудников Toptec стали участником расследования со стороны правоохранительных органов, они подозреваются в передаче документации и образцов китайским компаниям. Цена вопроса уже озвучена со стороны Samsung – недополученная чистая прибыль в 890 млн долларов и выручка в 5.8 млрд долларов за ближайшие три года.

Ситуация интересна тем, что если в суде Samsung сможет доказать факт воровства технологий, то де-факто BOE и другие компании не смогут продавать свои дисплеи вне родного китайского рынка. Шансы на то, что это произойдет именно так, сложно оценить. Но это оставляет пространство для того, чтобы клиенты BOE и других поставщиков волновались, что может произойти с их устройствами. С точки зрения скорости производства у Samsung уже все готово, а вот другие фабрики предоставят в промышленных масштабах экраны значительно позднее, это вторая половина 2019 года. Тем не менее, это минимальный разрыв с точки зрения рынка, плюс это давление на Samsung и очевидная ценовая конкуренция. Снимать сливки с этого рынка у Samsung не получится, то есть цены на такие экраны довольно быстро пойдут вниз, вне зависимости от того, что случится в суде.

Средняя стоимость гибкого экрана с диагональю 7-8 дюймов для производителя составит около 500 долларов. Для сравнения, в Apple покупают дисплеи Samsung для iPhone Xs Max по цене около ста долларов. Разница ошеломляющая, но она обусловлена сложностью технологии, невысоким выходом годных матриц и, как следствие, их высокой себестоимостью. Но это только начальный этап, дальше все будет так же, как и всегда, то есть цены пойдут со временем вниз. Но надо осознавать, что в любом случае весь тип смартфонов с гибкими экранами встает над текущими флагманами. И если первый смартфон Samsung будет стоить 1 500 долларов (минимальная цена, на некоторых рынках до 2 000 долларов в пересчете из локальных валют), то последующие модели все равно будут в сегменте 1 000-1 500 долларов, но никак не меньше.

Разобравшись со стоимостью, нужно посмотреть на особенности технологии и то, кто и что будет делать, давайте приступим к этому вопросу.

Как устроен гибкий экран – сгибаем и разгибаем
Гибкая матрица может гнуться по прямой линии, причем тут действуют простые правила, например, сгиб не может происходить наискосок, это всегда некие виртуальные прямоугольники или, как вариант, квадраты. Собрать оригами из такого экрана невозможно, во всяком случае, на данном этапе развития технологий. Каждый из производителей будет искать свой способ выделиться и сложить гибкий экран каким-то необычным или запоминающимся способом. Простейший вариант – это сделать экран по типу раскладушки, когда есть корпус, состоящий из нескольких половинок (две, три или даже четыре), а каждая часть экрана имеет свой размер. У Samsung это равные половинки, которые образуют единое целое. В прототипе от Xiaomi это три части, причем экран складывается вовне, то есть получается основной экран и две половинки сзади, что образуют единое целое.

Основные различия между всеми производителями будут заключаться в том, на сколько половинок сгибается экран и какую конструкцию используют. Чем лучше инженеры, что работают с механическими частями, тем лучше опыт от использования экрана. Обратите внимание на компанию Royole, она создала прототип раскладушки, где экран находится на внешней стороне.

То, что выглядит красиво на рендерах, в жизни чуть более чем ужасно. Фактически это огромные зазоры, софт, что глючит, и экран не самого лучшего качества – аппарат постоянно норовит зависнуть. Недостаточно иметь гибкий экран, с ним нужно уметь работать, точнее, правильно его встроить в механику корпуса.

Для всех гибких экранов есть одна особенность: поверхность принципиально отличается от обычных смартфонов, где используется защитное стекло или пластик. Такие экраны воспринимаются как мягкие, это совсем иные тактильные ощущения, и для многих пользователей они станут необычными, не все смогут к ним привыкнуть.

Другой момент – это ресурс наработки на отказ. Чем больше элементов для сгиба, тем выше вероятность отказа. Причем отказ может быть как в экране, так и в шарнирах, что раскладывают аппарат. Это простая статистика и ничего больше, поэтому в Samsung, LG, Huawei сделали один сгиб, а в Xiaomi решили пустить пыль в глаза и сделали две линии сгиба. С практической точки зрения это неудачное решение.

Каждый производитель будет заявлять до 500 000 и выше движений экрана, то есть раскрытия и закрытия. Уверен, что это число в реальной жизни недостижимо, ваш смартфон быстрее устареет. Но механические повреждения таких экранов будут возможны, хотя, с другой стороны, наибольшую опасность для них представляют руки пользователей. Надо упомянуть, что производители уже придумали, как защитить гибкие экраны от острых предметов и ногтей, но не смогли создать абсолютную защиту от рук с одеколоном, увлажняющим кремом и тому подобными, зачастую агрессивными жидкостями. Именно химия может стать причиной появления разводов на экране и различных артефактов, мы вновь возвращаемся во времена первых смартфонов с довольно нежными, чувствительными дисплеями. Никакие защитные пленки для таких экранов не применимы. Поэтому в той же Samsung постарались снизить нагрузку на основной экран и добавили дополнительный внешний. С его помощью можно отвечать на звонки, набирать номера, писать сообщения – одним словом, совершать стандартные действия на телефоне. Это какое-то подспорье в том, чтобы снизить нагрузку на основной экран.

Не думаю, что количество часов наработки на отказ будет малым, но все нужно проверять в реальной жизни, пока такие продукты в новинку, и мы не знаем, какие проблемы и в чем могут в них вылезти. Механические испытания экранов на сгиб показывают, что они надежны.

Самой радикальной конструкцией может стать тубус и экран, который раскручивается из бобины этого тубуса. Но ожидать появления такой модели в первой волне точно не стоит, это уже нишевое устройство, когда произойдет удовлетворение первичного спроса.

Основная волна устройств с такими экранами появится в конце 2019 года в виде анонсов, а выход на рынок в ограниченных и дорогих партиях состоится в начале 2020 года. Можно сказать, что до этого момента Samsung будет определять этот рынок. Например, в Apple окажутся способны поставить аналогичный продукт на полки только в конце 2020 года, и то вряд ли это произойдет, если только не сменится парадигма компании.

На мой взгляд, основным конкурентом Samsung станет Huawei, так как эти компании борются за потребителя не на жизнь, а на смерть. И именно для Huawei вопрос престижа – не дать основному игроку оторваться от них за счет новой технологии. Поэтому основные усилия компания направит на то, чтобы создавать такие продукты. Увы, но для всех смартфонов первой волны на рынке банально не хватит места, емкость этой ниши ограничена. Поэтому в выигрыше будут те, кто быстрее запустит такие продукты. Некоторые компании будут громко анонсировать свои смартфоны с гибкими экранами, но до их производства дело так и не дойдет. Тот же Xiaomi выглядит как выставочный прототип, а не реальная модель для массового рынка.

У меня есть полное понимание того, что гибкие экраны создают новую категорию устройств, они напрямую заменяют текущие планшеты, наносят им еще один удар. Мой опыт работы с парой таких устройств говорит о том, что большой экран – это благо, но при этом в сложенном состоянии смартфоны компактны, насколько это возможно в целом. Они несколько толще обычных смартфонов, но не выглядят, да и не ощущаются гигантскими. Работать на большом экране – удовольствие, плюс для него появляются сервисы Google, что также неплохо.

Не могу утверждать, что у меня от такого рода смартфонов восторг. Да они необычны, приятны и в чем-то даже революционны. Но они вполне ожидаемы в рамках рынка. И повторюсь, это новая категория, которая выходит по стоимости над текущими флагманами. А для производителей это лакомый кусок. Уверен, что первые реакции будут смешанными – кто-то захлебнется в восторге от новизны форм-фактора, кто-то посчитает это баловством. Но факт в том, что такие устройства приходят на рынок надолго.

Комментарии